sealcon (sealcon) wrote,
sealcon
sealcon

Category:

Китай. Бинтование ног. Часть 2. Предпосылки и социальная роль.

Первая часть находится здесь.

Напомню, что в первой части перечислены основные технические детали как самого процесса, так и его появления и распространения. Теперь кратко рассмотрим исторические предпосылки к возникновению обычая, выполняемые им функции и социальную роль. Попутно развенчаем несколько получивших широкое распространение заблуждений, хотя это, разумеется, не является непосредственной целью статьи.



Роль семьи в истории Китая.

Семья всегда была наиважнейшей организационной единицей китайского общества. По Конфуцию, когда государство управляется законами, человеком руководит лишь страх наказания а когда добродетелью и ритуалом – совесть и моральный долг. Следовательно развитие права является тупиковым направлением, а воспитание и личный пример с целью развития нравственного чувства – путём к силе и процветанию государства.

Фактически Конфуций в своё время (550 до н.э.) сумел адаптировать систему управления родовыми кланами к надродовым требованиям, тем самым определив направление развития государственного устройства Китая на тысячелетия вперёд. Государство в китайском понимании стало представлять собой одну большую семью, спаянную из семей поменьше. Император с императрицей – отец и мать всего народа. Долговременная стабильность при этом обеспечивалась обрядами, ритуалами и семейной преемственностью, текущая изменчивость – влиянием императора. Императорская семья служила примером придворной элите, те – примером более низкой элите и так далее по иерархической пирамиде.

Сохранение и процветание государства было неразрывно связано с сохранением семьи, её традиций и ценностей.


Исторические процессы в Китае при Династии Сун (960-1279)

На стыке первого и второго тысячелетий Китай переживал эпоху перемен. Население на протяжении X и XI столетий удвоилось. Причины – расширение областей выращивания риса в центральной и южной части, введение более скороспелых сортов риса и связанное с этим увеличение добавочного продукта в сельском хозяйстве. Так, в начале правления династии Сун северный китай насчитывал 50 млн человек, а к концу этого правления – уже более 100 млн. Этот стремительный рост вызвал экономическую революцию, активную урбанизацию, коммерциализацию. Правительство было вынуждено провести реформы, направленные на либерализацию экономики. Впервые в истории были выпущены бумажные деньги. Благодаря увеличению свободного от ручного труда населения и изобретению книгопечатания произошёл научно-технический бум, приведший к изобретению пороха, компаса, развитию навигации и астрономии, математики и картографии, инженерного дела и архитектуры. Появилась единая почтовая служба, программы социальной помощи населению.

Население крупнейших городов, таких как Гуанчжоу, превысило миллион человек. В растущих городах появлялись кварталы развлечений. Процветало искусство.


Место бинтования в историческом процессе.

Давайте раз и навсегда избавимся от распространённого заблуждения, будто бы именно эстетика маленькой стопы была главной движущей силой распространения обычая. Некоторые авторы доходят до того, что в обличительном угаре заявляют: “китайским мужчинам было наплевать на духовную сторону девушки, бинтованные ноги для них были даже важнее лица”, видимо для них (авторов) именно лицо является главной духовной ценностью.

Реальное положение дел было прямо противоположным. Родители с детства внушали детям что бинтованные ноги – знак духовной силы женщины, её стремления к целомудрию, чистоте и самопожертвованию ради семьи, и это предпочтительнее любой телесной красоты, которая слепо дана природой.

Чжу Си, вклад которого в распространение бинтования, напомню, был огромен, обосновывал его необходимость именно способностью хранить семейные ценности через целомудрие женщины. Древние китайцы отнюдь не были идиотами. Они отлично понимали что за привлекательной обёрткой из вышитых шёлком и инкрустированных туфелек скрывается жестокая правда жизни. Как писал Фенг Сюн: "если вы снимете обувь и повязки, эстетическое чувство будет разрушено навсегда". Внешняя эстетическая привлекательность таких ног, а также последующее превращение в сексуальный фетиш и мнение о повышении плодовитости, были в большей степени следствиями привлекательности духовной, социальной и экономической, то есть – вторичными.

Как же объяснить распространение обычая и принятие им таких жестоких форм? Почему это происходило именно тогда, не на 500 лет раньше, не на триста лет позже?

В результате происходящих изменений, в частности урбанизации и сопутствующей либерализации, конфуцианство теряло актуальность и больше не могло удовлетворять нуждам страны, это этико-политическое учение было ориентировано на более архаичное общество. Шутка ли, со времён Конфуция прошло к тому времени уже 15 веков. Всё большее давление начинал оказывать лучше отвечающий новому положению дел буддизм. Появилась необходимость религиозно-философской (в той степени в какой конфуцианство можно назвать религией) и социальной реформации. Эта реформация активно осуществлялась ведущими мыслителями, наиболее известным из философов того времени был Чжу Си. Тот самый Чжу Си, который активно распространял бинтование. Случайность ли это? Разумеется, нет.

Урбанизация представляла угрозу семейным традициям. В деревне все знакомы друг с другом – в городе никому ни до кого нет дела. В деревне человек постоянно занят работой – в городе появляется уйма свободного времени, а наличие развлекательных мероприятий позволяет это время с удовольствием проводить. Бурный рост городов неразрывно связан с феминизацией, падением нравов, разрушением традиционной патриархальной семьи.

Это было недопустимым для Поднебесной, чьи семейные традиции являлись одновременно и фундаментом, и строительным материалом, и цементным раствором государственного здания. Наряду с появлением нового течения философии – неоконфуцианства – своеобразным выходом из затруднения, по-видимому, стало развитие традиции бинтования, которая ограничила мобильность женщины, гарантировала её верность и способствовала сохранению городской семьи в приемлемом виде. На этот период времени приходится взрывное распространение бинтования. Ценность обычая в создавшемся положении оказалась столь высока, что философы одобрили его несмотря на запрет классического конфуцианства уродовать тело.

В этом заключается основная, обусловленная самим ходом исторического процесса, предпосылка к стремительному распространению и ужесточению практики бинтования ног. Не бинтование привело к ограничению мобильности и закрепощению женщин, но необходимость в ограничении мобильности привела к бинтованию. Необходимость же в ограничении мобильности была вызвана не капризом жестокосердных выродков (в чём нас отчаянно пытаются убедить), а ходом истории в конкретном месте в конкретное время.

Было ли сохранение семейных традиций единственной важной социальной функцией бинтования? Разумеется, нет. Перечислим некоторые другие, из наиболее очевидных:


1) Обычай ограничивал действие социальных лифтов. Как уже было сказано, бедная семья не могла позволить себе бинтование ног дочери. Соответственно, независимо от красоты лица и тела, у бедной девушки не было шансов на богатого мужа. Данный фактор служил усилению процессов концентрации капитала и препятствовал его дроблению, то есть благоприятствовал коммерциализации.

2) Обычай стал маркером национальной идентичности, в значительной мере выполняя роль национальных границ. В сложный период завоевания Поднебесной монголами, чжурчжэнями, маньчжурами он сплачивал китайцев Хань и способствовал сохранению осознания своей культурной самобытности, а в дальнейшем также препятствовал феодальной раздробленности.

В самоопределении китайцев Хань среди других этнических групп бинтование выступало своеобразным отражением культурного превосходства, символом конфуцианской этики, дочернего почтения и женской добродетели. Бинтование невозможно считать насильственной процедурой, каждая девушка мечтала о золотом лотосе, достижение заветных 7.5 сантиметров было поводом для гордости всей семьи. Женщины с такими ногами пользовались всеобщим уважением.

Неспроста маньчжурские девушки, которым было запрещено бинтование, даже придумали специальную обувь, которая позволяла бы имитировать походку лотоса.

Немного отвлекаясь, добавлю что в Тайване отголоски традиции сохранились до сих пор. Воспитанная девушка, при необходимости демонстрировать особое почтение (крайне уважаемые старшие, родители жениха) будет слегка имитировать эту походку.

3) Практически давая гарантии на хорошее замужество (напомню, что бинтование было важнее внешности), обычай тем самым компенсировал недостаток рождения девочки. Это позволяло избежать значительных гендерных перекосов.


В качестве эпилога.

Почти сто лет прошло со времени первого эффективного законодательного запрета бинтования, более шестидесяти лет с тех пор как практика была полностью ликвидирована.

Немалая часть звучащих до сих пор обвинений вызвана переносом психологии и этики современного человека, живущего в тепле и безопасности, на те времена, когда существование целых народов постоянно находилось под угрозой. Во времена расцвета обычая перед обществом стояли задачи куда более серьёзные чем обеспечение либеральных свобод и гендерного равенства.

Китайская культура сумела не только выжить, но и сохранить за собой огромные территории, занять первое место по населению, адекватно отреагировать на новые условия современного мира.

Не будем об этом забывать.


P.S. Пока печатал текст, увидел новость на ленте. Очередная королева красоты умерла в результате пластической операции.


К чему я это приплёл?


Подумайте.
Tags: бинтование, история, китай, ноги
Subscribe

  • О китайской угрозе.

    Рассказы о «растущей плотности населения Китая» из-за которой они (якобы) совершенно обязаны быть агрессивны и отнимать чужие земли - миф для…

  • Прекрасный Тибет.

    В 1912 году, в результате распада китайской империи Цин, образовалось первое (и надеюсь последнее) в истории независимое тибетское теократическое…

  • Китайская этика.

    Ночью в дом бедняка забрался вор. Бедняк от шума проснулся, заметил вора - но виду не подал - притворился спящим. Однако это не ускользнуло от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

  • О китайской угрозе.

    Рассказы о «растущей плотности населения Китая» из-за которой они (якобы) совершенно обязаны быть агрессивны и отнимать чужие земли - миф для…

  • Прекрасный Тибет.

    В 1912 году, в результате распада китайской империи Цин, образовалось первое (и надеюсь последнее) в истории независимое тибетское теократическое…

  • Китайская этика.

    Ночью в дом бедняка забрался вор. Бедняк от шума проснулся, заметил вора - но виду не подал - притворился спящим. Однако это не ускользнуло от…